История России. Конспект лекций. Лекция 1. История как наука (В. П. Сёмин)

Разделы истории

Отдельными сторонами и историческими явлениями занимаются специальные науки:

  • Военная история изучает происхождение, строительство и действия вооружённых сил и является составляющей военной науки;
  • История культуры изучает ценностный мир исторических эпох, народов, индивидов и носителей исторического процесса;
  • История науки изучает историю научных знаний, правовых и политических учений, историю философии;
  • История государства и права изучает закономерности развития государства и права у народов мира в разные периоды;
  • История политических и правовых учений изучает взгляды на вопросы происхождения, существования и сущности, государства и права различных мыслителей в разные исторические периоды;
  • История религии изучает возникновение и развитие религиозных верований, взаимосвязей и особенностей мировых и локальных конфессий;
  • История экономики изучает явления и процессы, связанные с эволюционным развитием и хозяйственной деятельностью человека.

Видео

Функции исторической науки

Как лю­бой нау­ке, И. свой­ст­вен­на по­зна­ва­тель­ная функ­ция. Ис­то­рич. нау­ка по­зво­ля­ет луч­ше по­нять свя­зи ме­ж­ду яв­ле­ния­ми, тен­ден­ции из­ме­не­ний, оп­ре­де­лить ме­сто че­ло­ве­ка или со­об­ще­ст­ва в по­сто­ян­но ме­няю­щей­ся кар­ти­не бы­тия, вы­явить ор­га­нич. един­ст­во про­шло­го, на­стоя­ще­го и бу­ду­ще­го. Об­ще­ст­во тре­бу­ет от ис­то­ри­ка су­ж­де­ний и вы­во­дов, ко­то­рые по­мог­ли бы из­бе­жать по­вто­ре­ния со­вер­шён­ных в про­шлом оши­бок («уро­ки ис­то­рии»). В то же вре­мя ис­то­рик, как и че­ло­век, за­ня­тый лю­бым др. ин­тел­лек­ту­аль­ным тру­дом, изу­ча­ет свой пред­мет не толь­ко ра­ди дос­ти­же­ния кон­крет­ной прак­тич. це­ли, но так­же ру­ко­во­дству­ет­ся не имею­щим гра­ниц про­фес­сио­наль­ным по­зна­ва­тель­ным ин­те­ре­сом. Ещё од­на важ­ная функ­ция И. свя­за­на с её ком­му­ни­ка­тив­ным ха­рак­те­ром. Ис­то­ри­ки не толь­ко на­ка­п­ли­ва­ют ин­фор­ма­цию, но и пе­ре­ра­ба­ты­ва­ют её для ак­ту­аль­но­го при­ме­не­ния и для ис­поль­зо­ва­ния в бу­ду­щем. Ис­то­рич. нау­ка – мощ­ный ком­му­ни­ка­тор, пе­ре­даю­щий зна­ния обо всём, что про­изош­ло в ми­ре лю­дей, от по­ко­ле­ния к по­ко­ле­нию. Вме­сте с язы­ком, обы­чая­ми и тра­ди­ция­ми, а так­же ре­ли­ги­ей И. слу­жит од­ним из гл. средств обо­зна­че­ния соб­ст­вен­ной иден­ти­фи­ка­ции для це­лых на­ро­дов и отд. лю­дей, для фор­ми­ро­ва­ния у них ис­то­ри­че­ско­го соз­на­ния. С этим пря­мо свя­за­ны фик­са­ция в па­мя­ти лю­дей важ­ней­ших со­бы­тий в жиз­ни об­ще­ст­ва, вы­ра­бот­ка идео­ло­гии го­су­дарств, по­ли­тич. воз­зре­ний, про­грамм об­ществ. дви­же­ний. Важ­ней­шее ме­сто за­ни­ма­ет об­ра­зо­ва­тель­ная функ­ция. Она за­клю­ча­ет­ся в разъ­яс­не­нии ис­то­ри­ка­ми об­ще­ст­ву су­ти по­знан­ных им яв­ле­ний, ис­то­рич. пу­тей, прой­ден­ных на­ро­да­ми и го­су­дар­ст­ва­ми, при­чин ус­пе­хов и не­удач на этих пу­тях. Близ­ко к об­ра­зо­ва­тель­ной на­хо­дит­ся вос­пи­та­тель­ная функ­ция И., за­ро­див­шая­ся ещё в Древ­нем ми­ре, где боль­шое зна­че­ние при­да­ва­лось «вос­пи­та­нию гра­ж­да­ни­на» на ис­то­рич. при­ме­рах гражд. доб­ро­де­те­ли. В И. ви­дят си­лу, ут­вер­ж­даю­щую в соз­на­нии лю­дей так­же нравств. и ре­лиг. доб­ро­де­те­ли. И. при­ня­то рас­смат­ри­вать и как дей­ст­вен­ное сред­ст­во в вос­пи­та­нии пат­рио­тич. чувств, де­фи­цит ко­то­рых чре­ват нац. ка­та­ст­ро­фа­ми. Об­ще­ст­во при­зна­ёт и про­гно­сти­че­скую функ­цию ис­то­рич. нау­ки. Есть учё­ные, ко­то­рые при­да­ют са­мо­сто­ят. зна­че­ние эс­те­ти­че­ской функ­ции ис­то­рич. нау­ки, ко­то­рую они рас­смат­ри­ва­ют как ос­но­ву и мо­тив для син­те­за тео­ре­тич. и эс­те­тич. ос­вое­ния ми­ра.

Изучение истории

Цен­тра­ми изу­че­ния И. из­дав­на яв­ля­лись уни­вер­си­те­ты, в ко­то­рых И. все­гда рас­смат­ри­ва­лась в ря­ду важ­ней­ших гу­ма­ни­тар­ных на­ук. В Но­вое вре­мя в раз­ных стра­нах ста­ли воз­ни­кать ис­то­рич. об­ще­ст­ва, чле­ны ко­то­рых – ис­то­ри­ки-про­фес­сио­на­лы и лю­би­те­ли ис­то­рии – ин­фор­ми­ро­ва­ли друг дру­га о ре­зуль­та­тах ис­сле­до­ва­ний, об­су­ж­да­ли ис­то­рио­гра­фич. но­во­сти. В Но­вей­шее вре­мя воз­ник­ли ис­сле­до­ва­тель­ские струк­ту­ры, объ­е­ди­няв­шие зна­чит. груп­пы спе­циа­ли­стов, за­ня­тых изу­че­ни­ем разл. ис­то­рич. про­блем. На За­па­де та­ко­го ро­да об­ра­зо­ва­ния тра­ди­ци­он­но функ­цио­ни­ру­ют, как пра­ви­ло, при уни­вер­си­те­тах; в на­шей стра­не ут­вер­ди­лась прак­ти­ка изу­че­ния ис­то­рии (как и др. на­ук) в сис­те­ме Ака­де­мии на­ук. Ве­ду­щие ин­сти­ту­ты РАН (Ин-т все­об­щей ис­то­рии, Ин-т рос. ис­то­рии, Ин-т ар­хео­ло­гии, Ин-т эт­но­ло­гии и ан­тро­по­логии, Ин-т вос­то­ко­ве­де­ния, Ин-т сла­вя­но­ве­де­ния и др.) сыг­ра­ли ог­ром­ную роль в раз­ви­тии ис­то­рич. нау­ки в СССР и РФ. Важ­ную функ­цию вы­пол­ня­ют пе­рио­дич. ис­то­рич. из­да­ния, ак­туа­ли­зи­рую­щие ис­то­рио­гра­фич. изы­ска­ния («Во­про­сы ис­то­рии», «Но­вая и но­вей­шая ис­то­рия», «Оте­че­ст­вен­ная ис­то­рия», «Сла­вя­но­ве­де­ние», «Ар­хео­ло­гия», «Эт­но­гра­фи­че­ское обо­зре­ние», «Вос­то­ко­ве­де­ние», «Вест­ник Древ­ней ис­то­рии» и др.). Не­воз­мож­но пред­ста­вить се­бе раз­ви­тие ис­то­рич. нау­ки без сис­те­мы ар­хи­вов, су­ще­ст­вую­щей в на­шей стра­не и за ру­бе­жом. Су­ще­ст­вен­ный вклад в на­ко­п­ле­ние, хра­не­ние и об­ра­бот­ку ис­то­рич. па­мят­ни­ков вно­сят ис­то­ри­че­ские му­зеи. Раз­ви­тие ис­то­рич. нау­ки в Но­вей­шее вре­мя по­тре­бо­ва­ло объ­е­ди­не­ния уси­лий ис­то­ри­ков на меж­ду­нар. уров­не. Ус­пеш­но функ­цио­ни­ру­ют Ме­ж­ду­нар. ко­ми­тет ис­то­рич. на­ук (МКИН) и др. ор­га­ни­за­ции, объ­е­ди­няю­щие ис­то­ри­ков раз­ных стран.

Теги

Похожие записи: